Настройка › Регулировка и настройка › Проигрыватель, теория › Установка (VTA) › Установка LP › | ||||||||||||||||
Проигрыватель грампластинок регулировка и настройка | По материалам: soundfountain |
|||||||||||||||
Если проигрыватель правильно настроен, а его тонарм и картридж звукоснимателя отрегулирован согласно рекомендациям изготовителя, то даже простейший проигрыватель виниловых пластинок при воспроизведении может принести радость своему владельцу. |
||||||||||||||||
Нажмите на необходимую кнопку, чтобы немедленно перейти к выбранному вами вопросу. | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Примечание: в видео инструкции, размещенной на «YouTube» дается совет не затягивать винты крепления на тонарме слишком туго. Это, конечно, неправильный совет, так как ослабленные связи являются источниками нежелательных искажений. Картридж звукоснимателя должен являться неотъемлемой частью тонарма. |
||||||||||||||||
ПРЕАМБУЛА |
||||||||||||||||
Казалось бы, что звук, записанный в стремительно стареющем формате цифрового CD, может быть информативным, а запись выглядеть насыщенной и интересной. |
||||||||||||||||
По сравнению с цифровыми форматами, аналоговая запись с винилового диска на первый взгляд может показаться вам бедной. |
||||||||||||||||
Однако, никогда не забывайте, что она по-прежнему является единственным носителем (за исключением катушечных магнитофонов), на котором может содержаться наиболее полный и структурированный сигнал с большой динамикой, имеющий самый широкий диапазон и с самым изысканным богатым звуковым спектром, который не может предоставить никакой другой звукозаписывающий формат. |
||||||||||||||||
Аналоговый формат не имеет ограничений в 16 бит и ограниченную полосу частот, он имеет широчайшую частоту, которая у цифровых форматов просто невозможна, по простой причине, что оригинальный аналоговый звук наиболее полно соответствует самой природе. |
||||||||||||||||
Рабочие характеристики аналоговой записи по сравнению с CD. |
||||||||||||||||
Если ваш CD превосходит по качеству звука аналоговые источники, то, скорее всего у вас нет правильного сочетания компонентов. Другими словами, вы забыли о "системе строительства". Есть несколько общих и важных правил, что можно делать, а чего нельзя. Вот некоторые из них: |
||||||||||||||||
- Обратите внимание на рафинированность звука и сравните его с реальным. |
||||||||||||||||
- Ищите хорошие, просторные группы в середине. |
||||||||||||||||
- Не подключайте акустические системы низкой эффективности к ламповым усилителям с небольшой мощностью 10 или 25 ватт. |
||||||||||||||||
- Правильно отрегулируйте тонарм и картридж звукоснимателя. |
||||||||||||||||
- Фонокорректор должен соответствовать сопротивлению и емкости Вашего картриджа. Если нет внесите необходимые коррективы. |
||||||||||||||||
- Позаботьтесь о правильной ориентации динамиков в Вашем помещении для прослушивания. |
||||||||||||||||
- Следуйте за вашим вкусом и воспитывайте слух. Чаще посещайте концерты классической музыки и джаза. |
||||||||||||||||
Примечание: Даже если отживающему свой век формату CD придут на смену новые и более сложные с высоким разрешением цифровые форматы, разрабатывающиеся в настоящее время, запись, выгравированная на виниловой пластинке, может быть в полной мере дарить волшебство звуковоспроизведения еще 100 лет. |
||||||||||||||||
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА ПРОИГРЫВАТЕЛЯ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
РЕГУЛИРОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО УГЛА (предварительная настройка) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
НАСТРОЙКА АЗИМУТА |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
ИЗМЕНЕНИЕ АЗИМУТА ИГЛЫ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
БОКОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
СВЕС | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
И это облегчает правильную установку картриджа звукоснимателя. Регулировка тонарма в соответствии с рекомендуемым значением свеса, учитывая при этом расстояние между шпинделем и опорой, поставляемого заводом-изготовителем, поможет избежать при проигрывании большинства ошибок.
|
||||||||||||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИФИКАЦИИ ТОНАРМА |
||||||||||||||||
Правильная корректировка картриджа звукоснимателя и тонарма должна быть произведена в соответствии с техническими спецификациями, указанными заводом-изготовителем: |
||||||||||||||||
Общая длина тонарма; |
||||||||||||||||
Эффективная длина; |
||||||||||||||||
Свес; |
||||||||||||||||
Угол смещения; |
||||||||||||||||
Свес это расстояние между кончиком иглы и центра шпинделя; |
||||||||||||||||
Эффективная длина это расстояние между опорой тонарма и алмазной иглой. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Вы можете нарисовать сами транспортир. Или просто распечатать следующий рисунок в натуральную величину. Каждая клетка должна соответствовать 5 мм. |
||||||||||||||||
В случае необходимости измените, размер изображения так, чтобы два квадрата составили 10 мм. |
||||||||||||||||
Наденьте шаблон на шпиндель, установите картридж звукоснимателя на отметку 120 мм. При этом игла должна находиться именно на перекрестке (точка указана на шаблоне), корпус звукоснимателя должен располагаться параллельно этой линии.
|
||||||||||||||||
Теперь переместите картридж звукоснимателя на отметку 63 мм. Иглы должна также быть помещена в перекрестье линий (для этого необходимо вручную немного повернуть сам диск). В этой точке корпус картриджа должен быть вновь параллельно линии.
|
||||||||||||||||
Вы должны настроить тонарм и картридж таким образом, чтобы в обеих точках конфигурации физическое положение точно совпадало с шаблоном.
|
||||||||||||||||
Данный шаблон носит общие, но и очень полезные указания. Тем не менее, есть тонармы, которые были разработаны с совершенно другой геометрией. Большинство ошибок при воспроизведении наблюдаются в конце записи, где искажения возникают потому, что короткие канавки считываются обычными тонармами неточно. Следовательно, оптимальную настройку отслеживания надо производить на участке находящимся ближе к концу записи.
|
||||||||||||||||
По нижнему шаблону можно рассчитать угол бокового слежения в градусах. Не важно, в какой момент Вы производите измерения. Вы сможете минимизировать ошибки на любом расстоянии от шпинделя.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Примечание: Если Вы не используете оригинальную алмазную иглу, рекомендованную производителем картриджа, то все заявленные изготовителям характеристики картриджа звукоснимателя могут измениться. В старом картридже замена игл зачастую происходит на изделия, которые не имеют точную форму, угол заточки и массу оригинальной иглы. Иглодержатель, тип подвеса резины и магнит не может полностью отвечать качествам оригинального изделия. И возможно, что новая алмазная игла будет иметь другие значения характеристик, таких, как податливость и отслеживающую способность, ширина полосы, частотные характеристики и динамика. В этом случае Вы также должны найти лучшие значения для прижимной силы и
минимизировать боковые ошибки, которые могут быть полностью отличными от значений оригинального картриджа. |
||||||||||||||||
ПРИЖИМНАЯ СИЛА - VTF |
||||||||||||||||
Лучшим значением прижимной силы (Vertocal Tracking Force) является значение, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Запрещается использовать прижимную силу, ниже минимального значения рекомендованного изготовителем. Недостаток прижимной силы при проигрывании, как правило, наносит больший ущерб, записи, чем избыточная прижимная сила. |
||||||||||||||||
Каждый раз после изменения прижимной силы следует прислушаться к фактическим результатам. Поиск оптимальной прижимной силы требует некоторой практики прослушивания. Если звук саксофона слишком светлый и имеет акцентуации небольшого резонанса в среднечастотном регистре, прижимную силу следует немного увеличить. Если игра кларнет становится слишком грязной, то это признак избыточной прижимной силы. В этом случае звуковой образ в пространстве будет размытым. |
||||||||||||||||
На практике прижимная сила рекомендованная заводом-изготовителем, вряд ли когда-нибудь точно соответствует оптимальному значению для конкретных проигрывателей. |
||||||||||||||||
КОМПЕНСАЦИЯ СМЕЩЕНИЯ ИЛИ BIAS |
||||||||||||||||
СЧИТЫВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО И ВЕРТИКАЛЬНАЯ СИГНАЛА |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
КОМПЕНСАЦИЯ СМЕЩЕНИЯ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Такая компенсационная сила называется компенсацией смещения. Она достигается путем применения грузиков, пружин или магнитов.
|
||||||||||||||||
Примечание: Для тонармов, сконструированных по схеме линейно-параллельной конструкции компенсация смещения не нужна, потому что при движении он постоянно изменяет свою позицию. |
||||||||||||||||
При корректировке смещения (BA), нужно использовать тестовые записи. При изменении компенсирующей силы картридж звукоснимателя может двигаться к шпинделю опорного диска или к краю грампластинки. |
||||||||||||||||
Вы можете также воспроизвести тестовые звуковые дорожки, содержащие сигналы для левого и правого канала записанные с максимальной амплитудой, и внимательно слушать, на каком уровне (при корректировке компенсации смещения + прижимной силы) искажения будут минимальными или даже полностью отсутствовать. |
||||||||||||||||
Использование специального прижима (Clamp) позволяет выбрать более точные прижимную и компенсирующую силу, так как использование прижима в значительной мере уменьшает искажения. При этом результаты настройки становятся более точными, и соответственно улучшается воспроизведение. |
||||||||||||||||
При воспроизведении тестовой фонограммы на различных уровнях записи с помощи осциллографа отдельно можно измерить модуляцию левого и правого канала. | ||||||||||||||||
Правильно выбранная прижимная сила в сочетании с правильной настройкой смещения
создаст наиболее достоверный стерео образ и с наименьшими искажениями. |
||||||||||||||||
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКТИРОВКА ВЕРТИКАЛЬНОСТИ УГЛА ОТСЛЕЖИВАНИЯ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
ВЫБЕРИТЕ VTA ПРИ КОТОРОМ ПОЛУЧАЕТСЯ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЗВУК |
||||||||||||||||
Поскольку не все записи были сделаны под одинаковым углом, то регулярно возникают проблемы. В конце семидесятых годов прошлого века была предложена идея оптимизации VTA для каждой записи. Идея была проста: использование прокладок для опорного диска различной толщины и предполагалось сократить их на размер и сделать его несколько меньше коврика проигрывателя (около 28 см в диаметре). Если Вы установили VTA таким образом, что патрон наклонен немного вперед, Вы можете варьировать VTA, добавив картона под основной мат проигрывателя. Идея состоит в обозначении на обложке грампластинки или внутренней наклейки (яблока) каждого долгоиграющего диска, какой толщины должна быть дополнительная прокладка. Применение дополнительной прокладки между пластинкой и ковриком проигрывателя может получить оптимальный VTA, но также может измениться контакт с грампластинкой, который изменит окраску ее звучания. Так идея применения дополнительных прокладок может быстро и успешно справиться с выбором оптимального угла VTA. |
||||||||||||||||
К счастью есть много тонармов, у которых вертикальный угол может быть изменен. Есть много изделий, которые быстро позволяют изменять высоту «на лету». Если у вас нет такой роскоши, купите, такой тонарм позволит Вам за короткое время создавать наилучший звук. |
||||||||||||||||
Если диск винилового проигрывателя расположен низко можно подложить под него дополнительную прокладку, если тонарм не позволяют производить регулировки по высоте, можно между звукоснимателем и площадкой крепления установить регулировочные немагнитные прокладки. |
||||||||||||||||
ВНИМАНИЕ: Некоторые меломаны в конкретных случаях добавляют небольшой клин, когда они хотят отрегулировать VTA. Размещение клина между головкой крепления и звукоснимателем может помочь лишь в редких случаях. Но применение между патроном и гнездом прокладок, выполненных из куска резины, войлока или другого материала на Ваш выбор (как это иногда рекомендуют так называемые знающие аудиофилы) настоятельно не рекомендуется. Эта операция сразу приведет к потери контакта между звукоснимателем и головкой. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Хорошие характеристики зависят от каждой мельчайшей части и важен каждый применяемый материал, используемый в конструкции проигрывателя: тонарм, диск, двигатель, шасси, плинтус и ножки. Совокупность всех составляющих определяет, будет ли звук живой, хорошо сбалансированный, будет ли он изобиловать мельчайшими нюансами и иметь открытый среднечастотный спектр. Звук должен быть комфортным, гармоничным и должен свободно передавать волшебный образ, глубокую, динамичную и реалистическую картинку. |
||||||||||||||||
Если вам все-таки понадобится небольшая промежуточная пластина между звукоснимателем и тонармом, обратите внимание на выбор материала, это имеет важное значение. Всегда стремитесь использовать материалы с наивысшей пропускной способностью. |
||||||||||||||||
ПРОВЕРКА ИГЛЫ |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ДОЛГОИГРАЮЩИХ ПЛАСТИНКАХ И МУЗЫКАЛЬНОМ УДОВОЛЬСТВИИ ПРИ ИХ ПРОСЛУШИВАНИИ |
||||||||||||||||
ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ КАРТРИДЖА |
||||||||||||||||
Если Вы используете тонарм со съемным креплением звукоснимателя, Вы можете улучшить воспроизведение звука, выбрав площадку для крепления звукоснимателя обладающую лучшими характеристиками. Главной особенностью алюминия является то, что он не передает энергию обратно в картридж. Возбуждение и затухание также происходят сравнительно быстро, и алюминий обеспечивает широкий частотный диапазон. Использование сплавов магния и смеси магния с алюминием также обладают хорошими характеристиками. |
||||||||||||||||
Одним из самых важным моментом является то, что крепежное соединение должно быть как можно плотнее. Если этого не сделать, то звук потеряет точность и в переходных моментах может появиться размытость. Вы можете проверить это, слушая высококачественные записи гитары. |
||||||||||||||||
Кроме того очень существенное влияние на точность воспроизведения оказывает материал из которого изготовлен мат проигрывателя грампластинок. |
||||||||||||||||
АУДИОФИЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ |
||||||||||||||||
Любители музыки с имеющие высококачественные аналоговые стереосистемы часто используют дорогие головки звукоснимателей. Звукосниматели по цене в $ 1000 или даже $ 4000 вовсе не являются редкими изделиями. Естественно, что эти любители музыки предпочитают, чтобы граммофонные пластинки были только самого высокого качества, чтобы отсутствовали царапины, а канавки, должны быть чистыми и без повреждений. |
||||||||||||||||
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
||||||||||||||||
Существует вторая категории коллекционеров, для которых важно иметь записи определенных концертов и конкретных исполнителей. Они в первую очередь интересуются подлинностью исполнения и оригинальными записями. Малейшие несовершенства нетерпимы и не исключаются. Устойчивым спросом у коллекционеров пользуются записи без раздражающих искажений. |
||||||||||||||||
Может быть, Вы попадаете в обе из обозначенных категорий, а может Вам доставляет наслаждение прекрасно сыгранная и записанная и симфония, опера или концерт. А можно с не меньшим наслаждением и огромной вовлеченностью слушать старую, «заезженную» запись. |
||||||||||||||||
ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ |
||||||||||||||||
Иногда приходится сталкиваться с очень старой моно записью начала пятидесятых годов прошлого века, которая и сегодня будет очень хорошо звучать. Тогда проигрывание грампластинок осуществлялось с прижимной силой равной даже 8 гр. Некоторые старые пластинки компании «Deutsche Grammophon» или «Philips» могут сейчас прослушиваться с такой большой прижимной силой. |
||||||||||||||||
ПРАВИЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ КОНТАКТОВ ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ |
||||||||||||||||
Положение подключения контактов на задней стороне картриджа варьируется от производителя к производителю. Для подключения проводов картриджа на внутренней стороне корпуса головки, разъемы всегда имеют одинаковую конфигурацию. Важно правильно соединить все контакты. В противном случае воспроизведение не будет осуществляться в стерео режиме. |
||||||||||||||||
ВНИМАНИЕ: Наушники и акустические системы должны быть подключены правильно. Если Вы перепутали каналы, то может оказаться, что музыканты расположены не на своих местах, которые они занимали во время записи. Воображаемая 3-х мерная сцена станет плоской и неестественной, появятся провалы и дыры и все удовольствие от прослушивания прекрасной музыки примет унылые и тусклые оттенки. |
||||||||||||||||
НАГРУЗКА КАРТРИДЖА |
||||||||||||||||
Наблюдается ли при прослушивании избыток высоких частот? Или звук кажется слишком скучным, и ему не хватает прозрачности? |
||||||||||||||||
В любом случае вы должны проверить загрузки Вашего картриджа звукоснимателя. Вход Вашего фонокорректора должен иметь подстраиваемую емкость для наиболее точного согласования работы магнита картриджа. Чем выше емкость, тем скучнее звук. Поэтому для корректной совместной работы предварительного усилителя и картриджа следует сравнить характеристики предоставляемые производителями. |
||||||||||||||||
Как правило, звукосниматель с подвижной катушкой должен быть подключен к фонокорректору предварительного усилителя, у которого входное сопротивление не менее чем в 2,5 раза больше, чем сопротивление катушки картриджа. |
||||||||||||||||
Сопротивление на входе повышающего трансформатора должно быть таким же или чуть выше, чем собственное у катушки картриджа. |
||||||||||||||||
Проверьте характеристики патрона звукоснимателя и спецификации Вашего предварительного усилителя или повышающего трансформатора, и убедитесь, что они согласованы. |
||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ |
||||||||||||||||
В начале стремительного развития индустрии звукозаписи компании выпускающие граммофонные пластинки предпринимали усилия чтобы сократить длину своих записываемых дорожек и они хотели сделать звук лучше, а само прослушивание более комфортным. Результатом совместных усилий стало принятие Американской Ассоциацией Звукозаписывающих Компаний (Recording Industry Association of America) — стандарта RIAA. |
||||||||||||||||
Сегодня на hi-fi рынке представлено большое количество высокопроизводительных фонокорректоров. Они позволяют без труда согласовать звукосниматель с предварительным усилителем, что очень важно для воспроизведения различных старинных записей. Есть бюджетные модели, цена их не превышает нескольких сотен долларов. Действительно хорошие компоненты позволяют проводить разнообразные согласования, как моно, так и стерео записей с наивысшей тщательностью. Но стоят они очень дорого. |
||||||||||||||||
ПРИЖИМ (CLAMP) / СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ КОЛЬЦО (RSR) |
||||||||||||||||
Применение при проигрывании грампластинок прижима улучшает контакт, между пластинкой и матом диска проигрывателя. Прижим очень успешно гасит нежелательные колебания и минимизирует всевозможные резонансы, возникающие при проигрывании виниловых дисков. Исключает фальшь на высоких частотах. Общий сигнал становится более точным, а звук воспроизводится с наименьшими искажениями. Звучание стереосистемы приобретает открытость. Прижим является стабилизатором всей работы проигрывателя, устраняя искажения, он способствует улучшения сигнала. |
||||||||||||||||
Прижим, благодаря полному контакту показывает хорошие результаты проигрывая с изогнутые пластинки (в форме тарелки). | ||||||||||||||||
Стабилизационное кольцо (RSR), воздействует на яблоко грампластинки не как прижим по всей площади, а осуществляет давление на периферийную область записи, при этом оно оказывает свое положительное воздействие на большую поверхность, чем прижим. |
||||||||||||||||
Стабилизирующее кольцо успешнее устраняет искажения на грампластинках имеющих деформацию на всей записанной поверхности. |
||||||||||||||||
КАК ИЗБЕЖАТЬ АКУСТИЧЕСКИХ И МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ |
||||||||||||||||
Если помещение где расположена стереосистема имеет бетонный пол, Вы можете использовать аудио стойки с шипами для установки вашего проигрывателя. Если вы хотите сделать хорошее сцепление потребуется проделать небольшие отверстия в ковровом покрытии, чтобы шипы подставки опирались прямо на бетон. Всегда выбирайте стойки с четырьмя ножками. 3-х ножные не очень надежные, так как в том месте, где весь вес будет приходиться на одну ножку, углы полки не имеют надежной поддержки и будет создаваться дополнительный резонанс. Избегайте полки изготовленные из стекла. Полки, сделанные из фанеры или ДСП обтянутые пластиковым шпоном, имеют неплохие перспективы. |
||||||||||||||||
Материал MDF имеет неравномерные частотные характеристики. Кроме того, он останавливает звуковую энергию, а не рассеивает ее. (Не используйте для акустических систем корпуса из MDF, если только они не имеют сложную структуру из перегородок). Если у Вас нет бетонного пола, можно установить проигрыватель при помощи настенного крепления в виде полки. Не используйте более одного антивибрационного устройства. Не применяйте совместно конусы, резиновые ножки, и т.д. Если у вас проигрыватель с подпружиненным дополнительным шасси (Thorens, Linn, и др.), не кладите под его основание прокладку с пружинными или рессорными свойствами. Не применяйте резиновый изолятор. Ставьте проигрыватель прямо на полку. |
||||||||||||||||
БЕРЕГИТЕ СВОИ ЗАПИСИ |
||||||||||||||||
Чтобы получить лучшее качество воспроизведения важно позаботиться о своих записях. Вот почему время от времени надо чистить свои грампластинки. Если у Вас нет доступа к профессиональной машине для мойки, которая обеспечивает наиболее эффективный способ безопасной очистки, то Вы можете купить препарат DISCO ANTISTAT. С DISCO ANTISTAT Вы при помощи кисти с обеих сторон нанесете препарат на пластинку, а потом тщательно промоете ее под струей воды комнатной температуры, а затем пусть пластинка высохнет естественным способом. После очистки и сушки следует положить каждую пластинку в новый и чистый внутренний конверт. |
||||||||||||||||
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВИНИЛ |
||||||||||||||||
Установите проигрыватель таким образом, чтобы Вы моли легко получить доступ к его использованию. Расположите его на удобной высоте, чтобы при установке грампластинки на проигрыватель не поцарапать диск. При проигрывании опуская и поднимая тонарм, всегда обращайте внимание на пластину. Сосредоточьтесь и никогда не отворачивайтесь при запуске проигрывателя. Это позволит уменьшить риск повреждения записи. Кроме того, сохраняйте грампластинки, регулярно вычищая их от пыли, насколько это возможно. Отпечатки пальцев, пыль и жир, являются врагами записей. |
||||||||||||||||
Все эти меры не только доставят Вам максимальное удовольствие, но также продлят срок эксплуатации иглы и картриджа звукоснимателя. С помощью хорошего оборудования запись будет оставаться в своем нынешнем качестве, даже после многих сотен прослушиваний на протяжении ста лет! |
||||||||||||||||
|